Юридическое лицо как субъект правоотношений, складывающихся при дорожно-транспортном происшествии
В начале статьи автор считает необходимым отметить, что характеризуя финансово-правовой статус субъектов дорожно-транспортных правоотношений, в определенной степени будут затрагиваться вопросы современного российского государства и права.
Дорожно-транспортное происшествие (далее — ДТП) формулируется как «событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб»[1].
Таким образом из самого понятия ДТП следует, что пострадавшая сторона — это обязательный элемент ДТП. Нет пострадавшей стороны, нет и ДТП. Ущерб, полученный в результате ДТП, условно можно разделить на несколько видов, в частности: ущерб нанесенный жизни и здоровью людей; ущерб нанесенный транспортным средствам, сооружениям и т.п.; иной материальный ущерб.
В случае столкновения автомобилей сторонам не было нанесено ущерба, т.е. автомобили не были повреждены, а водители и пассажиры остались невредимыми, то такое столкновение не является дорожно-транспортным происшествием.
Рассматривая вопрос о возмещении ущерба необходимо руководствоваться общими правилами, изложенными в п.1 ст.1064 Гражданского кодекса РФ (Далее — ГК РФ), а именно:
«Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред«[2]
Однако для регулирования общественных отношений в процессе рассмотрения дорожно-транспортных происшествий, законодатель предусматривает определенные обязанности собственников (владельцев) транспортных средств. Так в соответствии со ст. 1079 ГК РФ[3] юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (в частности использование транспортных средств) обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Детально проанализировав п.1 ст. 1079 ГК РФ можно сделать вывод о том, что в случае столкновения двух транспортных средств каждый из их водителей (т.е. владелец, или лицо управляющее автомобилем на праве аренды, или лицо управляющее автомобилем по доверенности) должен возместить вред, причиненный транспортным средством.
Анализ судебной практики показывает, что не всегда оба водителя (владельца) являются виновниками ДТП, т.к. не всегда оба водителя нарушают правила дорожного движения, что является ключевым моментом в разрешении виновности того или иного лица. Довольно часто виновником является лишь один водитель, и именно он и должен оплачивать ремонт чужого автомобиля.
Согласно п.2 Ст. 1083 ГК РФ, Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.
При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное. При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.
Таким образом водитель, который не нарушал правил дорожного движения, не должен возмещать ремонт автомобиля, водителю который виноват в ДТП.
Логически верным будет считать, что виновный в ДТП водитель (владелец транспортного средства) должен оплатить ремонт в полном объеме.
В настоящее время в большинстве случаев оплата ремонта осуществляется с использованием полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (Далее ОСАГО). В соответствии с последними изменениями, внесенными в Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»[4] (далее — Закон об ОСАГО), п.2. ст.19 сумма Закона об ОСАГО суммы компенсационных выплат устанавливаются в следующих размерах:
— в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, в размере не более 500 тысяч рублей с учетом требований п. 7 ст. 12 Закона об ОСАГО;
— в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, в размере не более 400 тысяч рублей.
Размер ущерба может быть и больше указанных выше, в таком случае сумма, превышающая указанные выше выплачивается непосредственно виновником ДТП.
В настоящее время не всегда стороны в данном общественном отношении могут мирно решить вопрос о виновности той или иной стороны и о размерах денежной суммы за возмещение ущерба. На помощь пострадавшему лицу приходит судебный механизм защиты своих прав и законных интересов.
Правосудие в демократическом обществе должно выполнять роль стража порядка и оплота справедливости. Предназначение судов заключается в защите и восстановлении нарушенных прав. В современных государствах деятельность судов направлена на обеспечение конституционных устоев, а также провозглашенных прав и свобод.[5]
Задача гражданского судопроизводства состоит в защите прав, свобод и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц, а так же в охране государственных и общественных интересов. Любое заинтересованное лицо вправе в установленном законом порядке обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса. [6]
Анализируя роль и место юридического лица в правоотношениях возникающих в результате ДТП следует иметь в виду, что оно может иметь статус владельца (собственника) транспортного средства или же является страховой компанией, с которой один из или оба участника ДТП заключили договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — ОСАГО).
В первом случае юридическое лицо может выступать в качестве владельца транспортного средства, в таком случае ранее упомянутая ст.1079 ГК РФ, говорит нам о том, что обязанность возмещения вреда возлагается, в частности, на юридическое лицо, которое владеет источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Таким образом, юридическое лицо как владелец транспортного средства обязано возмещать ущерб, причиненный потерпевшему наравне с физическими лицами. Может возникнуть ситуация, когда в ДТП участвуют два транспортных средства, владельцами которых являются юридические лица.
Тем не менее, если ДТП было совершено работником одного из юридических лиц при исполнении им своих служебных обязанностей, то вред должен возмещать владелец автомобиля, то есть юридическое лицо. Таким образом, имеет место спор двух субъектов предпринимательской деятельности, который должен рассматриваться в арбитражном суде согласно Арбитражному процессуальному кодексу РФ (Далее — АПК РФ[7])
Во втором случае, когда юридическое лицо является страховой компанией участников ДТП, стороны руководствуются в первую очередь Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» [8](Далее — Законом о защите прав потребителя) и Законом об ОСАГО, так как в данном правоотношении выступают потребитель страховых услуг (физическое или юридическое лицо) и исполнитель страховых услуг (юридическое лицо).
В рассматриваемых правоотношениях часто возникает спор, о размере страхового возмещения, подлежащего выплате застрахованному лицу, поскольку не всегда в результате ДТП транспортное средство имеет одинаковые повреждения. В связи с этим в данное правоотношение включается юридическое лицо от имени оценочной компании, которая на основании Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»[9] осуществляет независимую оценку ущерба транспортному средство, причиненному его в результате ДТП и размер денежных средств необходимых в дальнейшем для восстановительного ремонта и приведения транспортного средства в изначальный вид.
Таким образом, необходимо сделать следующий вывод. Юридическое лицо как субъект правоотношений, возникающих при дорожно-транспортном происшествии может иметь следующие три сценария развития юридически значимых вариантов: выступать в роли владельца (собственника) транспортного средства; может выступать страховой компанией, а также оценочной организацией.
Следует иметь ввиду, что юридическое лицо может выступать во всех трех вариантах одновременно, но в таком случае это будут разные юридические лица.
Список литературы:
- «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 21.03.2014) // «Собрание законодательства РФ», 29.07.2002, N 30, ст. 3012.;
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2015) // «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, N 5, ст. 410;
- Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ред. от 04.11.2014) // «Собрание законодательства РФ», 06.05.2002, № 18, ст. 1720;
- Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» //»Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, N 31, ст. 3813;
- Правила Дорожного Движения утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 19.12.2014) «О Правилах дорожного движения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) //»Собрание актов Президента и Правительства РФ», 22.11.1993, N 47, ст. 4531;
- Теория государства и права: учеб. / А. В. Мелехин. — М. : Маркет ДС, 2007. — 640 с. (Университетская серия).
- Особенности рассмотрения отдельных категорий дел в гражданском процессе: учебное пособие //М.О.Клейменова. — М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013. (Университетская версия).
Автор: Обухов Андрей Алексеевич