Проблемы регулирования Безопасности дорожного движения в России

21 Окт от andrey

Проблемы регулирования Безопасности дорожного движения в России

Проблема безопасности дорожного движения, обеспечение эффективной защиты жизни и здоровья людей в последние годы приобрела особую роль. Ежегодно в Российской Федерации в результате дорожно-транспортных происшествий погибают и получают ранения свыше 270 тыс. человек. На дорогах за последние 7 лет погибло 7900 детей в возрасте до 16 лет, были травмированы 166020 детей. Демографический ущерб от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за 2004 — 2010 годы составил 506246 человек, что в 2,3 раза больше, чем, например, численность российского населения, занятого в сельском хозяйстве.

Размер социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за 2004 — 2010 годы оценивается в 7326,3 млрд. рублей, что можно сопоставить с расходами консолидированного бюджета Российской Федерации в 2011 году на финансирование социальной политики (7453,3 млрд. рублей). Несмотря на то, что в 2010 году социально-экономический ущерб от дорожно-транспортных происшествий и их последствий снизился до уровня в 867,7 млрд. рублей, тем не менее его годовой размер все равно существенен и примерно равен расходам консолидированного бюджета Российской Федерации в 2011 году на денежное довольствие военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов (837,8 млрд. рублей) или двукратным доходам от использования в 2010 году имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (424,8 млрд. рублей).

Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью национальных задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни, содействия региональному развитию.[1]

Главная причина заключается не в ухудшении качества и отсутствия прогресса в расширении дорожной сети и инфраструктуры России, а в наличии сохраняющихся проблем в обеспечении безопасности дорожного движения, в том числе недоработке и не совершенстве законодательства, регулирующего данные отношения.

Стоит отметить, что в развитых странах уровень дорожно-транспортного травматизма намного ниже, однако и даже там его снижение рассматривается как серьезная проблема.

Актуальность данной проблемы подтверждается особым вниманием, которое уделяет мировое сообщество данному вопросу. Организация Объединенных Наций характеризует положение с безопасностью дорожного движения как мировой глобальный кризис. Масштаб дорожно-транспортного травматизма соответствует масштабу проблемы, угрожающей национальной безопасности России.

Таким образом, на основании статистических данных, обнародованных Госавтоинспекцией МВД России на официальном портале в сети Интернет (https://www.gibdd.ru/stat/charts )[2] можно сделать вывод, что в течение 7 лет (с 2008 по 2014 г. включительно) тенденции по росту или снижению пострадавших и погибших в результате дорожно-транспортных происшествий (Далее — ДТП) не наблюдается, что говорит о  наличии признаков системного кризиса в организации деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения. В России органы исполнительной власти и местного самоуправления не наделены эффективными полномочиями и не несут должной ответственности за состояние безопасности дорожного движения. Как следствие, мероприятия, реализуемые в субъектах Российской Федерации, носят разрозненный характер, не увязаны в единую систему и направлены преимущественно на решение локальных, текущих задач. Положение во многом усугубляется отсутствием у федерального центра эффективных рычагов воздействия на обстановку с аварийностью в стране.

В настоящее время разрабатываются совместные стратегии и тактики действий всех федеральных министерств, органов исполнительной власти регионов и общественных организаций, участвующих в обеспечении безопасности дорожного движения. Как известно, единый правовой порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации до настоящего времени определяется Правилами Дорожного Движения утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 19.12.2014) «О Правилах дорожного движения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) [3]более 20 лет назад.

Сам по себе этот факт вызывает вопрос о том, почему до сих пор не разработан и не принят федеральный закон о правилах дорожного движения. Ведь речь идет о важнейшей области правовой охраны общественных отношений, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения на всем пространстве крупнейшего государства мира.

Обеспечение безопасности дорожного движения в Российской Федерации непосредственно связано с результатами социально-экономических и политических преобразований, развитием развитого гражданского общества, в следствии чего не может быть решена без совместного взаимодействия государства и общества. Особая роль в этом отведена органам Государственной инспекции безопасности дорожного движения (Государственной автомобильной инспекции) Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Принятый 10 декабря 1995 году Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ (ред. от 14.10.2014)[4] (далее Закон о БДД) уже не способен в полной мере воздействовать на снижение аварийности и травматизма на дорогах, поскольку за прошедшее десятилетие в стране произошли существенные изменения в законодательстве, системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, содержании и формах реализации предоставленных им полномочий,  а так же из приведенной выше статистики следует, что ситуация на автомобильных дорогах России за последние 7 лет не изменилась.

В настоящее время, нет чёткого понимания, что есть «безопасность дорожного движения», поскольку согласно абз. 2 ст.2 Закона О БДД, под дорожным движением понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. При этом безопасность дорожного движения определяется как состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий (абзац 3 ст.2 Закона о БДД). Таким образом безопасность дорожного движения является одной из качественных характеристик самого процесса дорожного движения и является составной частью данного процесса на всех его стадиях.

Следовательно можно сделать вывод, что, во-первых, выделение общественных отношений применительно только к безопасности дорожного движения является достаточно условным, во-вторых, затрудняет четкое определение предмета правового регулирования Закона о БДД и в свою очередь, обусловливает наличие ряда внутренних противоречий и иных недостатков отдельных положений Закона о БДД.

В научном обществе существует дискуссионный вопрос о правильности понимая термина дорожного движения. Так, Закон о БДД и Правила дорожного движения определяют дорожное движение как «совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дороги». Однако, по мнению ряда ученых, приведённое определение «дорожное движение» не совсем корректно, так как допускает для выражения такого сложного явления, как дорожное движение, термин «совокупность».

Важной проблемой и как следствием недостатка Закона о БДД является часто встречающиеся бланкетные нормы, обращение к которым невозможно в силу того, что их реализация предполагает принятие дополнительных нормативных правовых актов различной юридической силы.

К примеру, в статье 9 Закона предусматривается, что «порядок ведения государственного учета, использования учетных сведений и формирования отчетных данных в области обеспечения безопасности дорожного движения устанавливается Правительством Российской Федерации». Статья 14 Закона содержит норму, согласно которой «основания временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на дорогах устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о безопасности дорожного движения».

Таким образом, отсылочные нормы, предусматривающие необходимость наличия законодательных или иных нормативных правовых актов, имеются и в ряде других статей.

Согласно ст.2 Закона о БДД[5] процесс обеспечения безопасности дорожного движения — это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. В связи с этим возникает вопрос, состояние дорожного покрытия и его улучшение так же является обязанностью государственных органов по обеспечению безопасности дорожного движения или же это отдельная задача не входящая в рамки определения данного процесса.

Внутренние функции государства представляют собой основные направления разнообразной внутренней деятельности государства, обусловленные необходимостью решения стоящих перед ним внутренних задач. Они очень разнообразны и охватывают практически все сферы общества и государства.[6] Согласно Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства[7].

Таким образом основной функцией государства в данном процессе является обеспечение не только самого процесса обеспечения безопасности дорожного движения для граждан своего государства, но и создание системы благоприятной обстановки на дорогах России.

Проанализировав данную проблему можно сделать вывод о необходимости создания единого проработанного Федерального закона, который бы совмещал в себе основы безопасности дорожного движения, а так же правила дорожного движения. Так же необходимо наладить систему быстрого оповещения о произошедших дорожно-транспортных происшествия, поскольку в настоящее время оповещение соответствующих служб осуществляется самими гражданами, участниками дорожного движения, которые стали свидетелями произошедшего ДТП. Повсеместная установка камер видеонаблюдения является очень затратным методом решения данного вопроса, однако в большинстве случаев ДТП возникают именно из-за некачественного дорожного покрытия или же отсутствия отличительных знаков ограничения дорожного полотна.

 

Список литературы:

  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // «Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.;
  2. Федеральный закон от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ (ред. от 14.10.2014) // «Собрание законодательства РФ», 11.12.1995, N 50, ст. 4873;
  3. Концепция федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах» (утв. распоряжением Правительства РФ от 27 октября 2012 г. № 1995-р);
  4. Правила Дорожного Движения утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 19.12.2014) «О Правилах дорожного движения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 22.11.1993, N 47, ст. 4531;
  5. Теория государства и права: учеб. / А. В. Мелехин. — М. : Маркет ДС, 2007. — 640 с. (Университетская серия).;
  6. Официальная статистика, ведется Госавтоинспекцией МВД России // электронный ресурс —   https://www.gibdd.ru/stat/charts/.

 

 

Автор: Обухов Андрей Алексеевич

отandrey

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *