К вопросу о введении системы индивидуального пенсионного капитала

21 Фев от andrey

К вопросу о введении системы индивидуального пенсионного капитала

В процессе реформирования системы пенсионного обеспечения и введения «накопительных механизмов финансирования пенсий», начатого в далеком 1998г., важную роль сыграли управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды (Далее — НПФ). Институт негосударственных пенсионных фондов стал новым явлением и неотъемлемым атрибутом рыночной экономики.

Учитывая социальную значимость пенсионных прав граждан, государство законодательно достаточно «подробно» регламентировало полномочия НПФ, что привело к появлению своеобразных правовых конструкций.

Добровольное пенсионное страхование – это фактически страхование с накоплением, когда страхователь самостоятельно формирует свою будущую пенсию. Среди основных причин использования данного механизма формирования пенсии можно назвать следующие:

— добровольное пенсионное страхование позволяет обеспечить себя или близких людей пожизненным доходом при выходе на пенсию, который не будет зависеть от системы государственного пенсионного обеспечения;

— добровольное пенсионное страхование позволяет значительно повысить уровень и качество жизни за счет дополнительной прибавки к заработанной страховой пенсии в рамках обязательного пенсионного страхования.

В настоящее время идет разработка новой системы добровольного пенсионного страхования, а именно система индивидуального пенсионного капитала.

Суть концепции ИПК — в самостоятельном формировании гражданами накопительной пенсии с предоставлением государством соответствующих налоговых стимулов.

Концепция «индивидуального пенсионного капитала» (ИПК) призвана заменить накопительные взносы в действующей системе обязательного пенсионного страхования.

Концепция предлагает массовое подключение граждан к системе и увеличение отчислений из зарплаты от 0 до 6% за шестилетний период. При этом гражданин может в первый год со вступления в силу закона отказаться от участия в ИПК, после же у него будет право только установить комфортный уровень отчислений или же написать заявление на пятилетние «каникулы», которые можно брать несколько раз подряд. При этом работодатель продолжит отчислять из фонда оплаты труда в страховую часть 22%, при этом законодатель планирует так же ввести налоговые льготы как для работников, так и для работодателей.

Таким образом, концепция ИПК по своей сути заменить традиционное добровольное пенсионное страхование, сделав его обязательным для всех, оставив выбор лишь в стратегии финансирования денежных средств, что фактически будет ущемлять права граждан и противоречить самой сути добровольного пенсионного страхования.

По данным Центрального Банка РФ пенсионные накопления негосударственных пенсионных фондов увеличились за 2017 год на 14,3%, до 2,44 трлн. рублей, пенсионные резервы – на 8%, до 1,18 трлн. рублей.

При этом доходность НПФ от инвестирования пенсионных накоплений обогнала инфляцию (2,5%) и по итогам 2017 года составила 4,6% до выплаты вознаграждений управляющей компании, специализированному депозитарию и фонду, после выплаты вознаграждений – 3,8%. Доходность от размещения пенсионных резервов составила 5,4% до выплаты вознаграждений, после выплаты вознаграждений – 4,3%. [5] Между тем, отдельные НПФ закончили 2017 год с убытками, что может говорить о нестабильности управления денежными средствами граждан.

Однако, учитывая гражданско-правовую направленность добровольного пенсионного страхования, система ИПК не должна вводиться как обязательная система дополнительного пенсионного страхования, а должна быть новым механизмом по дополнительному финансированию пенсий.

Таким образом, в случае реализации концепции ИПК, пенсионной системе потребуется новая правовая регламентация, что в последствии приведет к совершенно новым правовым конструкциям в системе пенсионного страхования. Между тем система ИПК, по мнению автора, должна вводиться именно как замена действующей системе добровольного пенсионного страхования, а не механизм обязательного сбора средств граждан для инвестиционных проектов НПФ.

 

Список используемых литературных источников:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 18.04.2018) / «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, N 5, ст. 410
  2. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // «Российская газета», № 247, 20.12.2001.
  3. Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О негосударственных пенсионных фондах» / «Российская газета», N 90, 13.05.1998
  4. Федеральный закон от 03.07.2016 № 236-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской // «Российская газета», № 146, 06.07.2016.
  5. Официальный сайт Центрального Банка РФ [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/Press/event/?id=1800, свободный.

отandrey

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *