К вопросу использования обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств как инструмент финансово-правового механизма компенсации ущерба при дорожно-транспортном происшествии
Правосудие в демократическом обществе должно выполнять роль стража порядка и оплота справедливости. Предназначение судов заключается в защите и восстановлении нарушенных прав. В современных государствах деятельность судов направлена на обеспечение конституционных устоев, а также провозглашенных прав и свобод.[1]
Задача гражданского судопроизводства состоит в защите прав, свобод и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц, а так же в охране государственных и общественных интересов. Любое заинтересованное лицо вправе в установленном законом порядке обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса. [2]
При решении вопроса о возмещении ущерба в результате ДТП, зачастую виновник ДТП добровольно возмещать ущерб отказывается, в связи с чем возникает судебный спор.
Существенное влияние на состояние рынка обязательного страхования оказывает изменение таких показателей, как численность парка транспортных средств и число ДТП. В последние годы в Российской Федерации численность автопарка продолжает расти. В 2014 году наблюдается увеличение численности автопарка при снижении количества пострадавших в ДТП.
В период с 2004 по 2014 годы численность автопарка постоянно увеличивается, с 2008 по 2010 годы темп прироста снизился (прирост данного показателя в 2008 году составил 6,6 %, в 2009 году – 2,1 %, в 2010 году – 3,0 %). С 2011 года наблюдается повышение темпа прироста (в 2011 году прирост составил – 4,9 %, в 2012 году – 5,3 %, в 2013 году – 5,6 %). В 2014 году прирост автопарка составил 4,5 % (в абсолютных единицах – 2,4 млн транспортных средств). Основной причиной роста численности автопарка в 2014 году является увеличение продаж автомобилей. На рисунке 3 отражена структура автопарка в Российской Федерации в 2014 году[3].
В 2014 году структура автопарка не претерпела существенных изменений. Доля легковых автомобилей увеличилась с 81,4 до 82,1 %, сократились доли грузовых автомобилей с 11,9 до 11,8 %, мототранспорта – с 4,9 до 4,4 %, автобусов – с 1,8 до 1,7 %. При этом увеличение числа транспортных средств по отношению к аналогичному показателю 2013 года составило: для легковых автомобилей – 5,2 %, для грузовых автомобилей – 3,6 %. Число единиц мототранспорта сократилось на 6,4 %, автобусов – на 0,6 %.
В 2014 году число ДТП уменьшилось на 2,1 % по сравнению с 2013 годом с 204,1 тыс. до 199,7 тыс. о чем свидетельствует официальная статистика Госавтоинспекции РФ.
За период с 1 июля 2003 года по 31 декабря 2014 года было заключено около 409 млн договоров ОСАГО, более 21 млн. потерпевших получили возмещение причиненного им в результате ДТП вреда, общая сумма страховых выплат потерпевшим составила 552 млрд рублей. В 2014 году: заключено договоров – 42,6 млн; получено страховых премий – 150,37 млрд рублей; заявлено требований о возмещении вреда – 2,5 млн; урегулировано страховых случаев – 2,49 млн; осуществлено страховых выплат на сумму – 89,08 млрд рублей.
Увеличение суммы страховых выплат в 2014 году обусловлено, в том числе судебной практикой, в частности, распространением на ОСАГО Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей». Следует отметить, что уменьшение числа потерпевших, получивших возмещение, связано, в первую очередь, с изменением страховщиками порядка учета убытков в связи с введением со 2 августа 2014 года безальтернативного прямого возмещения убытков, что является основной причиной перераспределения количества убытков по отчетным периодам.
По состоянию на 31 декабря 2014 года в государственном реестре субъектов страхового дела было зарегистрировано 489 страховых организаций , из которых 99 – страховые организации, имеющие лицензию на осуществление ОСАГО, что составляет 20,2 % от общего количества страховых организаций.[4]
Основная проблема в урегулировании убытков по ОСАГО, это то, что в связи с несовершенством законодательной базы многие нормы Закона толкуются противоречиво, и в первую очередь это касается правил определения суммы страховой выплаты. Сегодня применяются несколько методик ее расчета, что часто приводит к значительно отличающимся друг от друга результатам и служит одной из самых распространенных причин конфликта между автовладельцами и страховщиками.
Размер начисленной страховой компанией выплаты может быть оспорен в суде с применением заключения независимой экспертизы о подлинной стоимости ремонтных работ в качестве доказательства. Нужно отметить, что в подобных случаях суд чаще встает на сторону автовладельцев, удовлетворяя их требования, при этом размеры страховых сумм, начисленных по различным методикам, могут основательно отличаться друг от друга
В тоже время размер рассчитанной страховой компанией выплаты зачастую не соответствует реальной сумме затрат, необходимых на ремонт транспортного средства, что в свою очередь является основным предметом спора.
Расчет страховой компании суммы страхового возмещения может быть оспорен в суде с применением заключения независимой экспертизы о подлинной стоимости ремонтных работ в качестве доказательства. Нужно отметить, что в подобных случаях суд чаще встает на сторону водителей, удовлетворяя их требования, при этом размеры страховых сумм, начисленных по различным методикам, могут основательно отличаться друг от друга
К примеру, страховая компания может возместить собственнику автомобиля чуть меньше 44 тыс. руб., а согласно расчетам независимого оценщика размер подлежащего выплате возмещения будет составлять практически 108 тыс. руб.
Согласно официальной статистике Судебного департамента при Верховном суде РФ, которая ведется ежегодно, за прошедший 2014г. в суды общей юрисдикции было подано 454 291 дело о взыскании страхового возмещения, из них 389 418 дел было рассмотрено с вынесением решения, 377 335 и которых положительных в пользу автомобилистов. Сумма всех исковых требований просто феноменальна и составляет более 30 миллиардов рублей ( а именно 30 707 099 945руб.)
Данная статистика не может не огорчать, ведь данное количество дел составляет 3,24% от всех дел, рассмотренных судами общей юрисдикции в РФ.
Решением данного вопроса всерьез занялся Российский Союз Автостраховщиков (Далее — РСА).
В рамках проекта РСА «Совершенствование независимой технической экспертизы, проводимой в рамках обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (план проекта утвержден Президиумом РСА 19 декабря 2013 года), с целью формирования единой методической базы и информационного обеспечения, позволяющих осуществлять единообразный расчет стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, была разработана Единая методика определения размера восстановительных расходов в отношении поврежденного транспортного средства (далее – Единая методика), содержащая в качестве основных составных частей:
- порядок расчета стоимости восстановительного ремонта транспортного средства, в том числе порядок расчета размера расходов на материалы, запасные части, работы; порядок расчета размера износа подлежащих замене деталей (узлов, агрегатов);
- порядок расчета стоимости годных остатков, в случае полной гибели транспортного средства;
- порядок формирования и распространения информационного обеспечения, используемого в целях расчета размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств; номенклатуру деталей (узлов, агрегатов, комплектующих изделий), на которые при расчете размера восстановительных расходов устанавливается нулевое значение износа; справочные данные о среднегодовых пробегах транспортных средств для расчета размера износа поврежденного транспортного средства для принятия решения о величине страховой выплаты по ОСАГО; полный перечень региональных товарных рынков материалов и запасных частей с указанием их географических границ;
- Правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства (далее – Правила НТЭ);
- Методику формирования справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при восстановительном ремонте транспортных средств (далее – Методика формирования справочников).
В соответствии с решением Правления РСА от 07 ноября 2013 года был сформирован Экспертный совет по обсуждению Единой методики определения размера восстановительных расходов в отношении поврежденного транспортного средства, куда вошли представители страховых компаний, экспертных объединений, общественных, научных и других организаций.
В результате сотрудничества разработчика, одобренного Правлением РСА, Экспертного совета, Комитета РСА по независимой технической экспертизе была произведена доработка проекта Единой методики, проекта Правил Независимой Технической Экспертизы Транспортных средств (Далее — НТЭ) и проекта Методики формирования справочников. Проекты Единой методики Правил НТЭ были одобрены решением Правления РСА 17 июля 2014 года, проект Методики формирования справочников одобрен 11 сентября 2014 года. Указанные документы были переданы в Банк России, который, в соответствии с Федеральным законом № 40-ФЗ, утвердил Единую методику определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства и Правила независимой технической экспертизы. Нормативные акты утверждены Положениями Банка России от 19 сентября 2014 года № 432-П и № 433-П соответственно.
На основании утвержденных Единой методики и Методики формирования справочников были проведены исследования рынка, результаты которых использованы при формировании соответствующих справочников средней стоимости. Эти справочники представляют собой электронные базы данных, которые могут быть использованы в программном обеспечении, которое применяют эксперты-техники для расчета стоимости ремонта автомобилей. Подробный анализ информации в справочниках, проведенный членами Комитета РСА по независимой технической экспертизе, позволил скорректировать и дополнить указанные выше методические и нормативные документы, после чего решением Правления РСА от 3 июля 2014 года в техническое задание на подготовку справочников были внесены изменения.
После завершения процесса доработки справочников независимой организацией ООО «ТРАНСДЕКРА» была проведена проверка и 14 октября 2014 года в РСА было представлено заключение о том, что каждый из разработанных справочников соответствует по своему содержанию требованиям Федерального закона № 40-ФЗ (Закон об ОСАГО) и Положениям Банка России от 19 сентября 2014 года № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» и от 19 сентября 2014 года № 433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства»[5]. Каждый из справочников содержит информацию в необходимом объеме и виде с учетом установленных границ региональных товарных рынков (экономических регионов) Российской Федерации для определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства.
16 октября 2014 года справочники были утверждены Президиумом РСА, а 11 декабря 2014 года зарегистрированы в Федеральной службе по интеллектуальной собственности.
С целью исполнения обязанности РСА по обеспечению использования справочников в программных автоматизированных комплексах, применяемых для расчета стоимости восстановительного ремонта транспортных средств, справочники были переданы в организации, располагающие соответствующим программным обеспечением, на основании договоров о предоставлении простой (неисключительной) лицензии. РСА продолжает рассмотрение запросов на заключение лицензионных договоров, поступающих от различных организаций, при непосредственном участии Комитета РСА по независимой технической экспертизе.
Кроме того, Положение Банка России от 19 сентября 2014 года № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства»[6] предписывает РСА обеспечивать доступ неограниченного круга лиц к информации из справочников по индивидуальным запросам через сеть «Интернет». Такой доступ организован в открытой зоне интернет-сайта РСА.
Необходимо подчеркнуть, что исследование рынка, на основании которого были созданы справочники, было проведено в июне-августе 2014 года, то есть в период достаточно стабильного курса рубля по отношению к иностранным валютам. Значительное изменение курса рубля в конце 2014 года и соответствующее повышение цен на запасные части и материалы, используемые при ремонте автомобилей, будет учтено в результате последующей актуализации справочников, предусмотренной Положением Банка России от 19 сентября 2014 года № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства».[7]
Однако с вводом Единой методики определения размера восстановительных расходов в отношении поврежденного транспортного средства и составлением специальных справочников описываемая проблема не будет решена.
Указанные выше справочники носят рекомендательных характер и могут не использоваться соответствующими экспертными учреждениями. Делать какие-либо выводы об использовании Единой методики определения размера восстановительных расходов в отношении поврежденного транспортного средства пока преждевременно, поскольку в настоящий момент отсутствуют статистические данные по рассмотрению судебных споров по взысканию страхового возмещения.
Несмотря на это, верным решением указанной проблемы будет разработка специального Федерального Стандарта Оценки (Далее — ФСО) по технической экспертизе транспортных средств, пострадавших в результате ДТП, который будет иметь обязательный характер и основываться, в первую очередь, на Федеральном законе от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
В тоже время необходимо ужесточить систему наказания страховых компаний и экспертных организаций за нарушение основных положений о проведении независимой технической экспертизы транспортных средств, пострадавших в результате ДТП, в частности за нарушения предполагаемого ФСО по технической экспертизе транспортных средств.
Указанные решения могут координально изменить ситуацию и уменьшить нагрузку на судебные органы, что в целом позволит оптимизировать финансово-правовой механизм возмещения ущерба лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортного происшествия.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ); // «Собрании законодательства РФ», 08.2014, N 31, ст. 4398.;
- Положение Банка России от 19 сентября 2014 года № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» // «Вестник Банка России», N 93, 08.10.2014
- Положениям Банка России от 19 сентября 2014 года № 433-П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» // «Вестник Банка России», N 93, 08.10.2014
- Годовой отчет РСА 2014 года [Электронный ресурс]. — М.: Российский союз автостраховщиков. — Режим доступа: http://www.autoins.ru/media/C2CBF8C8-A0AC-4229-8C85-6561F40AC1C9/6456C143-276C-4DF6-8953-256B701AFE91/RAMI_Annual_2014_v1.pdf
- Особенности рассмотрения отдельных категорий дел в гражданском процессе: учебное пособие / М.О.Клейменова. — М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013. (Университетская версия) стр.12-13.
- Официальная статистика, ведется Госавтоинспекцией МВД России // электронный ресурс — https://www.gibdd.ru/stat/charts/.
- Теория государства и права: учеб. / А.В. Мелехин. — М. : Маркет ДС, 2007. (Университетская серия) — стр.130-131.
Автор: Обухов Андрей Алексеевич