Гражданско-правовое регулирование обязательного и добровольного пенсионного страхования в РФ
С 1998г. по настоящее время пенсионная система РФ прошла большой путь и пережила много изменений, в числе которых введение «накопительных механизмов финансирования пенсий».
На панельной сессии «Российская экономика на траектории роста: вызовы и решения» в рамках ПМЭФ-2018, первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов заявил, что в России должна быть внедрена добровольная система формирования пенсионных накоплений, речь идет о добровольном индивидуальном пенсионном капитале (Далее — ИПК). Концепция ИПК была представлена еще в конце 2016г. и несколько раз отправлялась на доработку.
По словам А.Силуанова, такой институт должен быть создан и он должен быть направлен на дополнительное увеличение пенсионного обеспечения, с одной стороны, с другой стороны — это ресурс для развития.
По словам главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, озвученным в рамках ПМЭФ-2018, указанная концепция в настоящее время находится в высокой степени готовности.
Суть концепции ИПК — в самостоятельном формировании гражданами накопительной пенсии с предоставлением государством соответствующих налоговых стимулов.
Концепция «индивидуального пенсионного капитала» (ИПК) призвана заменить накопительные взносы в действующей системе обязательного пенсионного страхования.
Концепция предлагает массовое подключение граждан к системе и увеличение отчислений из зарплаты от 0 до 6% за шестилетний период. При этом гражданин может в первый год со вступления в силу закона отказаться от участия в ИПК, после же у него будет право только установить комфортный уровень отчислений или же написать заявление на пятилетние «каникулы», которые можно брать несколько раз подряд. При этом работодатель продолжит отчислять из фонда оплаты труда в страховую часть 22%, при этом законодатель планирует так же ввести налоговые льготы как для работников, так и для работодателей.
Таким образом, концепция ИПК по своей сути заменить традиционное добровольное пенсионное страхование, сделав его обязательным для всех, оставив выбор лишь в стратегии финансирования денежных средств, что фактически будет ущемлять права граждан и противоречить самой сути добровольного пенсионного страхования.
Ранее автором был произведен анализ возможной реорганизации Пенсионного фонда РФ в публично-правовую компанию, статус которой позволит ПФР создавать резервы и инвестировать накопления с целью получения дополнительного дохода. [6] Данная реорганизация фактически поставит ПФР в один ряд с НПФ, а в совокупности с концепцией ИПК может серьезно повлиять на дальнейший рынок добровольного пенсионного страхования в РФ.
В настоящее время обязательное пенсионное страхование может осуществляться в том числе и через НПФ, однако описанная выше возможная реорганизация ПФР может стать переломным моментом для возврата пенсионного капитала граждан обратно в ПФР, с учетом особенностей перевода пенсионных накоплений.
По данным Центрального Банка РФ пенсионные накопления негосударственных пенсионных фондов увеличились за 2017 год на 14,3%, до 2,44 трлн. рублей, пенсионные резервы – на 8%, до 1,18 трлн. рублей.
При этом доходность НПФ от инвестирования пенсионных накоплений обогнала инфляцию (2,5%) и по итогам 2017 года составила 4,6% до выплаты вознаграждений управляющей компании, специализированному депозитарию и фонду, после выплаты вознаграждений – 3,8%. Доходность от размещения пенсионных резервов составила 5,4% до выплаты вознаграждений, после выплаты вознаграждений – 4,3%. [5] Между тем, отдельные НПФ закончили 2017 год с убытками, что может говорить о нестабильности управления денежными средствами граждан.
В случае реорганизации ПФР в публично-правовую компанию и наделение его полномочиями по формированию резервов и возможности вести инвестиционную деятельность по аналогии с НПФ, система ИПК будет функционировать более эффективно в первую очередь за счет прямого контроля со стороны государства, профсоюзов и работодателей.
Однако, учитывая гражданско-правовую направленность добровольного пенсионного страхования, система ИПК не должна вводиться как обязательная система дополнительного пенсионного страхования, а должна быть новым механизмом по дополнительному финансированию пенсий.
Подводя итоги необходимо отметить в первую очередь положительные результаты преобразования Пенсионного фонда РФ и введения концепции ИПК:
Во-первых, Пенсионный фонд РФ получит дополнительные финансовые инструменты для накопления и преувеличения пенсионного капитала, управлением дополнительными вкладами граждан в рамках добровольного пенсионного страхования, что позитивно отобразится на всей пенсионной системе.
Во-вторых, указанное изменение станет хорошим фундаментом для введения системы ИПК и дальнейшего ее развития.
В-третьих, Пенсионный фонд РФ станет более самостоятельным в вопросах определения стратегии развития и улучшения обязательного пенсионного страхования, в том числе и добровольного пенсионного страхования.
В-четвертых, указанные изменения фактически усилят частноправовое регулирование пенсионной системы РФ и пенсионного страхования в целом.
В-пятых, учитывая статус Пенсионного фонда РФ, введение на его базе системы индивидуального пенсионного капитала будет более верным шагом для привлечения как можно большего числа граждан, что в свою очередь принесет в большие капиталовложения для дальнейшего их инвестирования в российскую экономику.
В-шестых, введение системы ИПК фактически объединит институты обязательного и добровольного пенсионного страхования, в связи с чем для унификации нормативно-правовых актов, регулирующих пенсионное страхование возможно возвращение к идее 2008 года о едином Пенсионном кодексе РФ, который был разработан Захаровым М.Л., Тучковой Э.Г., Савостьяновой В.Б. с существенными дополнениями и доработками в частности о гражданско-правовом регулировании добровольного и обязательного пенсионного страхования в РФ.
Таким образом, в случае реализации двух описанных инициатив, пенсионной системе потребуется новая правовая регламентация и переосмысление обязательного пенсионного страхования, что в последствии приведет к совершенно новым правовым конструкциям в системе пенсионного страхования. Между тем система ИПК, по мнению автора, должна вводиться именно как замена действующей системе добровольного пенсионного страхования, а не механизм обязательного сбора средств граждан для инвестиционных проектов НПФ.
Список используемых литературных источников:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 18.04.2018) / «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, N 5, ст. 410
- Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // «Российская газета», № 247, 20.12.2001.
- Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О негосударственных пенсионных фондах» / «Российская газета», N 90, 13.05.1998
- Федеральный закон от 03.07.2016 № 236-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской // «Российская газета», № 146, 06.07.2016.
- Официальный сайт Центрального Банка РФ [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/Press/event/?id=1800, свободный.
- Обухов А.А., (2018), Частноправовое регулирование Пенсионного фонда РФ и его реорганизация в публично-правовую компанию. Социально-политические науки, 1: 65-67.
- Соколов Р.А., (2014), НЕОБХОДИМОСТЬ РЕОРГАНИЗАЦИИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ОСНОВЕ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ЕГО ФУНКЦИЙ. Пробелы в российском законодательстве, 3: 237-240.
- Сосков В.В., (2013), ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МОДЕЛЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПАНИЙ С УЧАСТНИКАМИ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ. Социально-политические науки, 3: 75-79.
Автор: Обухов Андрей Алексеевич